Система контроля дорожных механизмов Интернет приемная нарушители Черный список подрядчиков
МОСТЫ НАШЕЙ ГЛУБИНКИ (достижения, проблемы и задачи)


1. Общие сведения о мостовых сооружениях на автомобильных дорогах общего пользования Новосибирской области
На областных автомобильных дорогах, подведомственных Территориальному управлению автомобильных дорог, эксплуатируются 270 мостовых сооружений, не считая еще 230 мостов на внутрихозяйственных дорогах, которые относятся к муниципальной собственности. Чтобы они надежно и долго служили, требуется немало усилий.
Техническое и транспортно-эксплуатационное состояние сооружений оценивается по несущей способности, безопасности движения, долговечности, ремонтопригодности, грузоподъемности и обобщенному показателю, на основании которых выводятся интегрированные оценки их состояния, и контролируется с использованием автоматизированной системы АИС ИССО, пополняемой по результатам ежегодных весенних и осенних осмотров. Это является основой для разработки планов выполнения профилактических работ и ремонтов мостов.
2. Строительство и капитальный ремонт мостовых сооружений
в 2007-2008 гг.
В соответствии с Законом Новосибирской области 151-ОЗ от 15.10.2007 г. «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2007 год», планом 2007 г. предусматривалось строительство 6 мостовых переходов и капитальный ремонт 16 сооружений. Основной задачей являлось максимальное сокращение списков аварийных и неудовлетворительных сооружений.
Планы 2007 г., в основном, были выполнены. Из 6 объектов строительства , из 3 введены в эксплуатац ию, и 3 являются переходящими на 2008 г. (ч/р Сурьянка на 33,1 км а/д «Сузун – Каргаполово – Тараданово» в Сузунском районе, ч/р Майзас на 1,45 км а/д «36 км а/д «Н-1708» - Козловка – 13 км а/д «Н-1711» в Кыштовском районе и ч/р Изес в Венгеровском районе). Капитально отремонтированы 18 мостов (переустроена труба на 74 км а/д «127 км а/д «К-19р» - Дубровка – Маслянино» в Маслянинском районе, труба на 14 км а/д «Легостаево – Новососедово – Верх-Ики» в Искитимском районе, замена трубы на а/д «Таскаево – Красный Яр» в Барабинском районе, произведено усиление моста ч/р Издревая на 23 км а/д «Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий», отремонтированы путепровод через ж/д пути на ст. Барабинск, мост ч/р Каргат на 1 км а/д «Н-0705» - Хапово» в Здвинском районе, ч/р Мильтюш в Искитимском районе, гофротрубы в Сузунском, Искитимском и Маслянинском районах, ч/р Карасук в Кочковском районе, ч/р Ича в Куйбышевском районе, ч/р Издревая, ж/д «Инская – Сокур» и Бол. Барлак в Новосибирском районе, ч/р Орда в Ордынском районе, ч/р Федуниха и Шележиха в Сузунском районе.
По объектам капремонта выполнение составило 111,7 млн. руб. из 129,1 млн. руб. (86,5 %). По сравнению с данными осмотра весной 2007 г., количество аварийных мостов сократилось на 5 (с 14 до 9) сооружений, количество неудовлетворительных – на 7 сооружений (с 65 до 58).
Из категорий «аварийное» и «предаварийное» выведены 8 мостов:
1) ч/р Елбак на 14 км а/д «Болотное –Зудово» в Болотнинском районе;
2) ч/р Карасук на 4 км а/д «1 км а/д «К-17рп5» - Октябрьский – Курьинский» в Краснозерском районе;
3) ч/р Кайлы на 31 км а/д «82 км а/д «Байкал» - ст. Ояш-Кайлы» в Мошковском районе;
4) ч/р Балта на 2 км а/д «89 км а/д «Байкал» - ст. Ояш-Кайлы» - с. Балта» в Мошковском районе;
5) ч/р Бол. Барлак на 2 км а/д «2 км а/д «Н-2105» - Кубовая» в Новосибирском районе;
6) ч/р М. Чингис на 9 км а/д «Чингис – Нижнекаменка – Завьялово» в Сузунском районе;
7) ч/р Сурьянка на 35 км а/д «Сузун – Каргаполово – Тараданово» в Сузунском районе;
8) ч/р Сума на 14 км а/д «14 км а/д «Н-3203» - Саракамышка» в Чулымском районе.

На объектах мостового хозяйства работали 8 организаций: ООО «ОПОРА», ОАО «Новосибирскавтодор», ООО «Стройсервис-1», ООО «Сибирский строитель», ООО «Стройдорсиб», ООО «Транзит», ООО «СМУ-Спецстрой», ООО СК «ПГС».
Хорошо себя показали ООО «Стройсервис-1», ООО «ОПОРА», ООО «Транзит». Не освоение средств на объектах строительства допущено ОАО «Новосибирскавтодор» ввиду слабой организации производства и кадрового состава мостостроительного подразделения в его составе (ДМСУ ОАО «Новосибирскавтодор»), в котором лишь в конце года заменены руководитель и главный инженер. На объектах капитального ремонта основное невыполнение на объектах Северного района (мосты ч/р Тара и Кама), где не нашлось претендента на торги. В результате подрядчик был определен в конце сентября и ему (ООО СК «ПГС») поставлена задача в минимальном объеме неотложных работ.
Проведение торгов показало, что подрядные организации не очень охотно идут на объекты отдаленных районов северной зоны. Именно поэтому появился подрядч ик из Омска ООО «Сибирский строитель», показавший себя хорошо на ремонте Барабинского путепровода, но не успевший выполнить работы по капремонту мостов ч/р Тара и Кама в Северном районе по объективным причинам.
Мощности мостостроительных организаций позволяют выполнять планируемые объемы работ следующих лет. Кроме участвующих в программе 2007 г., имеют мостостроительные бригады по строительству малых мостов ООО «Тогучинская ДСПМК» и ЗАО СМУ-2 «ТО-27».
3. Обеспечение качества работ при строительстве и капитальном ремонте мостов
3.1. Общие принципы обеспечения качества работ
Контроль качества выполняемых работ при строительстве и капитальном ремонте мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Новосибирской области должен обеспечиваться на всех стадиях создания объекта, включая инженерные изыскания, проектирование, создание геодезической разбивочной основы, производство подготовительных и строительно-монтажных работ.
Техническими заданиями на проектирование мостовых сооружений в соответствии с требованиями нормативных документов предусмотрена разработка вариантов конструктивно-технологических схем мостов с технико-экономическим сравнением, в том числе определением стоимости квадратного метра готового сооружения с учетом сложившейся рыночной стоимости строительных материалов и конструкций.
При выборе и утверждении варианта к детальной разработке проводится анализ и выводится обобщенный показатель, учитывающий строительную стоимость и затраты на содержание сооружения в стадии эксплуатации. Проекты в обязательном порядке проходят установленные государственные экспертизы. В составе проекта отражаются ответственные конструкции и части сооружений, подлежащие геодезической съемке при выполнении приемочного контроля и промежуточной приемке. В сводных сметных расчетах строительства объектов учитываются затраты на осуществление авторского, технического надзора и паспортизацию сооружения.
Геодезическая разбивочная основа мостовых сооружений должна соответствовать нормативным требованиям и техническим параметрам дороги, надежно закреплена на местности и передана в установленном порядке подрядчику с оформлением соответствующих актов.
В процессе выполнения строительно-монтажных работ (СМР) обязательными являются контроль качества строительных материалов и изделий, промежуточные приемки всех скрытых работ с составлением соответствующим актов. Перечень элементов конструкций и частей сооружений, подлежащих геодезическому контролю, методы и порядок проведения контроля устанавливаются в проектах производства работ (ППР) или проектах геодезических работ (ППГР).
Перед вводом в эксплуатацию мостовых сооружений проводится предприемочная диагностика и оценка технического состояния с составлением технического паспорта объекта, в котором фиксируются все допущенные в ходе строительства отклонения от проекта и дефекты.
4. Внедрение новых материалов и технологий при строительстве и ремонте мостовых сооружений
Новые технологии связаны, прежде всего, с использованием новых мостовых конструкций (в т. ч. металлических прол етных строений с пониженной высотой стенки, конструкций комбинированных металло-железобетонных мостов, водопропускных труб из гофрированного металла, деформационных швов новых типов), прогрессивных полимерных и композиционных материалов для бетонных смесей и лечения бетона, современного оборудования для создания буровых свай, монтажа пролетных строений и пр.
Комбинированные мосты показали достаточную долговечность и ремонтопригодность. Применение их позволяет в более короткие сроки и с меньшими затратами решить проблему ликвидации списка аварийных мостов. Их строительство может и может осуществляться даже в зимний период. Стоимость комбинированного моста в 1,5 – 2 раза ниже, чем железобетонного такой же длины. Достоинствами неразрезных конструкций из труб являются минимальное количество деформационных швов, сглаживание углов перелома проезжей части. На перспективу разрабатываются варианты комбинированных конструкций мостов с капитальными опорами, позволяющие поэтапно переходить от временных к капитальным сооружениям. Рассматривается возможность применения конструкций табельных военных мостов ТАРМ и САРМ, которые реализует ОАО «Каширский завод металлоконструкций».
Увеличение веса обращающихся на сети автомобильных дорог транспортных средств, интенсивности и скоростей движения предъявляют новые требования не только к несущим конструкциям, но и к характеристикам покрытия проезжей части. Поэтому взамен деревянного настила проезжей части начато применение железобетонных плит.
Прогрессивными конструкциями деформацио нных швов являются конструкции, позволяющие производить ремонт швов без вскрытия проезжей части с минимальными сроками ремонта (не более 2 сут.). Перспективны конструкции ДШ закрытого и заполненного типов при перемещениях до 15 мм, однопрофильные ДШ с упругим компенсатором при перемещениях 15-100 мм и многопрофильные ДШ с упругим компенсатором при перемещениях свыше 100 мм. Швы Thormajoint , состоящие из кубовидного щебня одной фракции, заполненного полимерно-битумной мастикой BJ Super , сохраняющей пластичность при температуре до минус 40 о С. Такие конструкции, укладываемые в штрабы, хорошо зарекомендовали себя для пролетов с температурными перемещениями до 50 мм. Укладка мастики в штрабе, вырезаемой в асфальтобетоне, с непрерывным укатыванием, обеспечивает комфортность проезда за счет полного повторения швом профиля и уплотнения в зоне примыкания проезжей части. Аналогично устраивают в штрабах после укладки асфальтобетона швы Maurer-Betoflex и BEJ , применяемые при температурных перемещениях до 100 мм и 150 мм соответственно. Конструкции состоят из металлического профиля окаймления, в который заправлены непрерывные по всей ширине моста резиновые профили. Металлическое окаймление связано с конструкциями сооружения за счет адгезии полимерного заполнения штрабы. В конструкции отсутствуют холодные швы, достигается соответствие отметок шва отметкам проезжей части, что обеспечивает комфортность проезда. Преимуществом использования полимербетона для анкеровки металлического окаймления является плавное изменение жесткос ти конструкции вдоль моста.
При переустройстве моста ч/р Федуниха в Сузунском районе для гидроизоляции поверхностей бетонных и железобетонных конструкций ООО «ОПОРА» применило материалы «Пенетрон», состоящие из специального цемента, фракционированного кварцевого песка и активных химических добавок. «Пенетрон» используют также совместно с «Пенекритом» для гидроизоляции трещин, швов и стыков; в качестве слоя гидроизоляции моста ч/р Шележиха в этом же районе применен материал «мостопласт».
Подрядчики ООО «ОПОРА», ОАО «Сибмост», ООО «Стиройсервис-1» при ремонте мостов используют химические добавки к бетонным смесям, полимерцементные составы и составы на основе синтетических смол (эпоксидных, перхлорвиниловых), акриловых полимеров, сухие бетонные смеси ЭМАКО наливного и тиксотропного типа, изготавливаемые в России по лицензии концерна Degussa.
Одной из мер усиления опор, подверженных в переменном уровне воды разрушениям от суммарного действия температурных напряжений и размораживания при водонасыщении, является устройство металлического бандажа или железобетонной рубашки, рассчитанных на нагрузки температурных воздействий. В зимний период 2007-2008 г. планируется при ремонте размороженных железобетонных свай-оболочек опор моста ч/р Сума в Чулымском районе использовать полимерные материалы, армированные полимерными волокнами (АВПМ), которые получают протягиванием сквозь формовочное устройство графитового, арамидного или стеклянного волокна с подачей под давлением жидкой полимерной основы. К достоинствам материала относятся устойчивость против коррозии, простота обработки, малая подверженность усталости. Несмотря на высокую стоимость, материал экономически эффективен при длительном сроке службы конструкции. Применение АВПМ вместо металлической арматуры исключает антикоррозийные мероприятия, облегчает конструкции, уменьшает строительную высоту конструкции, количество швов, а также деформаций, трещинообразования, времени и трудозатрат по их устройству.

Введенный в действие с 01.01.2006 г. ГОСТ Р 52289-2004 ужесточил требования к жесткости конструкций удерживающих ограждений. ОГУ ТУАД Новосибирской области изыскало финансовые возможности переустройства барьерного ограждения на объектах капитального ремонта мостовых сооружений в соответствии с требованиями введенного ГОСТа.

Таким образом, к эффективным мостовым конструкциям, хорошо показавшим себя на автомобильных дорогах области, можно отнести: металлические пролетные строения пониженной строительной высоты для пролетов 40 м и более; железобетонные пролетные строения пониженной строительной высоты из пустотных плит для пролетов 15-18 м; комбинированные дерево-металлические и металло-железобетонные конструкции мостов (с пролетными строениями из металлических труб) при переустройстве малых мостов; водопропускные трубы с использованием гофрированного металла на водотоках с расходом до 50 м 3 /с; новые типы конструкций деформационных швов. Перспективными материалами при ремонте мостовых сооружений в настоящее время можно считать: для лечения бетонных и железобетонных конструкц ий мостов – растворы проникающего действия на основе цементов, латексов и полимерных составов, комплексные добавки к бетонным смесям; для укрепления откосов и конусов, повышения несущей способности оснований – геосинтетические сетки, геокомпозиты из сеток и нетканого геотекстиля и пр.

1. В 2005 г. ООО «ОПОРА» построило первый комбинированный мост с использованием металлических труб в пролетных строениях – пешеходный в с. Покровка Чановского района (рис. 2.2).
Рис. 2.1 – Мост ч/р Ича в с. Покровка Чановского района
до и после переустройства
2. В 2006 г. эта же организация осуществила проектирование и строительство двух комбинированных мостов L= 38,0 м через р. Ирмень и р. Кирза (рис. 2.3) в Ордынском районе (с пролетными строениями из металлических труб 426х9 мм ст.3сп по ГОСТ 10704-91 неразрезной конструкции, с деревянной проезжей частью).
Рис. 2.2 – Мост ч/р Кирза в Ордынском районе
до и после переустройства

3. В 2007 г. при строительстве малых мостов через р. Мал. Чингис и р. Чингис на а/д «Чингис – Нижнекаменка – Завьялово» в Ордынском районе использованы плитные железобетонные пролетные строения Новоалтайского завода мостовых конструкций. Плиты оказались целесообразными как по технологичности доставки и монтажа, так и в связи со снижением строительной высоты конструкции и количества зон концентрации напряжений, что уменьшает дефектообразование (сколы и другие виды разрушения бетона). Кроме того, ровная поверхность обеспечивает технологичность лечения дефектов поверхностного слоя бетона, уп рощается замена опорных частей и пр.

4. В 2007 г. построены 2 моста ч/р Федуниха (рис. 2.4) и Шележиха в с. Бобровка Сузунского района с проезжей частью из сборных железобетонных плит.


Рис. 2.3 – Конструкция проезжей части моста через р.Федуниха
из железобетонных плит
Достоинствами неразрезных конструкций из труб являются минимальное количество деформационных швов, сглаживание углов перелома проезжей части.

5. ОАО «СМУ-2 ТО-27» построены на дорогах с малой интенсивностью движения более 10 комбинированных мостов длиной до 25 м с пролетами до 11 м и опорами: диванного типа в железобетонном или металлическом исполнении на подушках из щебня при небольшой высоте насыпи и устойчивых грунтах основания; на сваях с металлической надстройкой и шкафной стенкой из дерева или сборного железобетона при слабых грунтах основания; с монолитными железобетонными устоями на прочном естественном основании; ряжевых с заполнением камнем и пр. В 2006 г. построен мост ч/р Оеш на а/д «Новомихайловка – Студенкино» в Коченевском районе (рис. 2.4).

Рис. 2.4 – Устройство проезжей части и подходов моста ч/р Оеш
Комбинированные мосты показали достаточную долговечность и ремонтопригодность. Применение их позволяет в более короткие сроки и с меньшими затратами решить проблему ликвидации списка аварийных мостов. Их строительство может быть осуществлено за 1,5-2 мес. и может осуществляться даже в зимний период. Техническим советом ОГУ ТУАД Новосибирской области принято решение ис пользовать комбинированные конструкции при переустройстве малых деревянных мостов. В настоящее время разрабатываются варианты комбинированных конструкций мостов с капитальными опорами, позволяющие поэтапно переходить от временных к капитальным сооружениям. Рассматривается возможность применения конструкций табельных военных мостов ТАРМ и САРМ, которые реализует ОАО «Каширский завод металлоконструкций», в качестве пролетных строений. Такие конструкции будут применены при строительстве моста ч/р Ик на а/д «Новососедово – Верх-Ики» в Искитимском районе.

6. По проектам ЗАО «СибЦНИИТС» переустроены в гофротрубы аварийные деревянные мосты: в 2004 г – ч/р Укроп на 45 км а/д «Черепаново – Маслянино» и ч/р Холодная на 12,970 км а/д «Шипуново – Холодное» в Сузунском районе, в 2005 г. – ч/р Елбань на 3 км а/д «Жерновка – Чудиново» в Маслянинском районе и ч/р Черемшанка на а/д «51 км а/д «Н-2409» – Маюрово» в Сузунском районе, в 2006 г. – ч/р ч/р Саева у п. Лихановский в Черепановском районе и ч/р Плоская в Сузунском районе (рис. 2.7).
а)б)
Рис. 2.5 – Строительство водопропускных труб с использованием гофрированного металла:
а) одноочковая гофротруба ч/р Саева;б) трехочковая труба ч/р Плоская

5. Введенный в действие с 01.01.2006 г. ГОСТ Р 52289-2004 ужесточил требования к жесткости конструкций удерживающих ограждений. Это вызвано переходом на международные нормы и неудовлетворительным состоянием многих существующих ограждений. Новый ГОСТ разрешил использование ограждений из оцинкованного металла без вертикальн ой разметки. Но изготовители пока о себе не заявили. 2006 г. оказался переходным, когда строительство и ремонт мостов выполнялись по проектам, разработанным до введения ГОСТ Р 52289-2004.
ОГУ ТУАД изыскал финансовые возможности переустройства барьерного ограждения на объектах строительства и капитального ремонта мостовых сооружений. Соответствие барьерного ограждения требованиям нового ГОСТ по энергоемкости достигается уменьшением шага и увеличением мощности стоек.

7. Подрядчики ООО «ОПОРА», ОАО «Сибмост», ООО «Стиройсервис-1» при ремонте мостов используют химические добавки к бетонным смесям, полимерцементные составы и составы на основе синтетических смол (эпоксидных, перхлорвиниловых), акриловых полимеров, сухие бетонные смеси ЭМАКО наливного и тиксотропного типа, изготавливаемые в России по лицензии концерна Degussa . При переустройстве моста ч/р Федуниха в Сузунском районе для гидроизоляции поверхностей бетонных и железобетонных конструкций ООО «ОПОРА» применило материал «Пенетрон» из специального цемента, фракционированного кварцевого песка и активных химических добавок. «Пенетрон» используют также совместно с «Пенекритом» для гидроизоляции трещин, швов и стыков; в качестве слоя гидроизоляции моста ч/р Шележиха в этом же районе применен материал «мостопласт».

Таким образом , к эффективным мостовым конструкциям можно отнести: металлические пролетные строения пониженной строительной высоты для пролетов 40 м и более; железобетонные пролетные строения пониженной строительной высоты из пустотных плит длиной 15-18 м; комбинированные дерево-металлические и металло-железобетонные конструкции мостов (с пролетными строениями из металлических труб) при переустройстве малых мостов; водопропускные трубы с использованием гофрированного металла на водотоках с расходом до 50 м 3 /с; новые типы конструкций деформационных швов.
Новые технологии связаны также с использованием прогрессивных полимерных и композиционных материалов для бетонных смесей и лечения бетона, новых мостовых конструкций (в т. ч. металлических пролетных строений с пониженной высотой стенки, конструкций комбинированных металло-железобетонных мостов, водопропускных труб из гофрированного металла, деформационных швов новых типов), современного оборудования для создания буровых свай, монтажа пролетных строений и пр. Вместе с тем, применение новых материалов, конструкций и оборудования существенно повышает требования к качеству и культуре производства работ в целом и соблюдению элементов технологии каждой операции на каждой стадии работ. Так, важным при применении современных материалов становится этап очистки, обработки и подготовки (грунтованию) поверхности. Высокие требования предъявляются к технологии подготовки самих материалов (герметиков, полимеррастворов, полимербетонов, красок и др.), к оборудованию для их укладки или нанесению, к соблюдению температурных режимов набора прочности, уходу за свежеуложенными слоями. Перспективными при ремонте мостовых сооружений можно считать: для лечения бетонных и железобетонных конструкций мостов – растворы проникающего д ействия на основе цементов, латексов и полимерных составов, комплексные добавки к бетонным смесям; для укрепления откосов и конусов, повышения несущей способности оснований – геосинтетические сетки, геокомпозиты из сеток и нетканого геотекстиля и пр.



    КОНТАКТЫ
    Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области"


      Почтовый адрес фактический:
    630009 Новосибирск, ул. Никитина, 20/2

    (383) 335-81-50 Факс: (383) 335-81-60
    email: office@tuad.nsk.ru

    -->